Утро опускалось на город осьминогом, мимикрируя, принимая цвет психики людей вынырнувших из мутных, полных страха и безнадёжности снов.
Слабый, вымученный до желтизны свет из зашторенных окон подкрашивает стены девятиэтажек. Красные точки сигарет, огоньки маршруток.
Бесчисленные щупальца протянулись по улицам, расплываясь между движущимися телами, захватывая присосками лица, размывая черты, высасывая силу.
Хлопают железные двери подъездов, гудят лифты, город выпускает из своих хранилищ, собирает, перетягивает, вкручивает, привязывает, прилепляет.
Люди сжимаются в железных коробках, толпятся под пластиковыми навесами, протискиваются по турникетам, перемешиваются эскалаторами и переходами, устремляются в распахнутые двери проходных.
Люди готовы. Город начинает свою работу.
Маленькая постройка белого силикатного кирпича со стеклянным фасадом и вывеской «Пивбар» у дороги. Напротив – панельный жилой дом с чёрными полосами заделанных швов.
За стойкой молодая женщина. Русые волосы под вязаной шапочкой – батареи ещё не греют; начало ноября. Тёмная, толстая, коричневая, тоже ручной вязки кофта. Ей нет ещё тридцати. Наверное. Мужчины здесь не удерживаются. А она разливает пиво уже пятый год. Филолог. Дравидист.
У столика в углу двое. Высокие; склонились над столиком, опершись на локти, смотрят в бокалы с пивом. Правильные черты лиц, возраст которых определить нельзя. Похожи чем-то но и совершенно и невразумительно различны. Один темнее с прядями седины, другой светлее, друид. Тихо беседуют.
Откуда здесь друиды? Мысли о них скатываются шариками ртути с поверхности сознания. Девушка не удивляется, только нервничает немного. Не поймёт почему – обычный день ноября.
Она не успевает заметить как пролетает весна, лето. В спешке пролетает, как в агонии. Ярко, пятнами, крикливо, натужно весело в круговерти забот. Остаются только гниющие листья, чёрные обрывки проволоки ветвей, ржавая жесть огорожи палисадников, одиночество и музыка из радиоприёмника.
Не верь вчерашнему теплу,
не бойся завтрашнего снега:
ведь день что был – он словно не был —
с пригорка талая вода…
Двери распахиваются беззвучно, но так, словно впускают музыку. Узкие дюралевые двери распахиваются крыльями лебедя . Появляется Он. Мужчина, которых не бывает. Исчезает всё, растворяется всё, пропадает в свете его глаз, его улыбки.
Он уже у стойки. Смотрит. Видит её всю. Каждый её день, каждую её потерю, каждую её надежду.
Он видит ту, которой ей не дали стать, ту которая достойна все любви, всей красоты мира.
— «Эль Тутанхамона», пожалуйста. Как всегда!— заговорщически, как о знакомом только им, шутит Он.
— Есть «Московское и «Жигулёвское», как всегда!— обижается разливальщица. У них не было ничего знакомого только им двоим. "Их" вообще нет и не она виновата в этом.
Прорисовываются потолок, мебель. Бывшая в употреблении мебель, бывший в употреблении потолок, обретают узнаваемые грани, приближаются, напоминают о себе, напоминают о ней самой.
— Не смею возражать… — во взгляде Невероятного лёгкая брезгливость.
Она наливает «Московское» — его она уже успела разбавить. Брезгливость окрашивается ноткой презрения. Теперь у них есть это. Нечто, знакомое только им.
В бокал вместо соломенного цвета жиденького пивка льётся тугая струя тёмного янтаря, благоухая ароматами сусла пивоварни царицы Нефертити.
Он идёт к столику у стеклянного фасада, небрежно осмотрев пару, разливающую в углу по ополовиненным бокалом нечто прозрачное из флакона с медицинской наклейкой.
В воздухе, промозглом и застоявшемся непререкаемо резко распространяется запах спирта.
Он подходит к столику у витрины венецианского стекла. Хрусталь окантовки блестит в позолоте дутой рамы псевдомавританского стиля. Это ведь позолота, правда же,— думает филолог, и рама ведь дутая-же и стиль ведь псевдо, не настоящий. Мраморный столик, розы... Когда это я сажала розы? А, помню, помню, я брала черенки на даче…нет я выращивала в горшочке из черенков, что остались из букета. Какие дивные розы, какого же они цвета…
Вдруг розы поникают. За стеклом фасада темнеет. Словно надвигается тайфун. Двери разлетаются, едва удержавшись в петлях. В клубящемся чёрнотой проёме возникает Другой. Только один выхватывающий, дробящий в уголь горящий взгляд – сноп молнии из-под зениц. Она взвешена, признана сором и отброшена в сторону. Другой даже не подходит к стойке, он прямо идёт к к мраморному столику
Каждый шаг его – как падение горы, каждое движение – как вихрь, сворачивающий пространство.
Половина столика уже черна, на ней блистают, горят вечным огнём кристаллы. Стоит кружка. Высокая, морёного дуба, обитая медью; на крышке скалит клыки чёрный пудель.
Бар заполняется. В нём столько простора. Журчат фонтаны, стремятся вниз водопады. По ступеням от стойки спускаются вниз в общую залу статные фигуры. Сегодня у неё хороший выбор. Эль, стаут, лагер. Лучшие сорта светлого, тёмного. Коллекционные бутылки в благоухающим сандалом ящиках.
И как всегда – гул, споры, смех. Правильная речь. Многие языки ей известны. Цитируют и известных ей авторов, но всё больше цитат незнакомых. Хорошее место у неё. И образование пригодилось.
— Любовь это насилие – баритон Другого разжигает кристаллы. — Любовь это насилие всегда!
— Любовь может быть всем. И насилием тоже. Но насилие это только часть мира. И в нём хватает места и любви без насилия,— розы поднимают головы и распускают бутоны.
— Падающего – толкни. Зачем поддерживать тление, лучше разжечь новый костёр.
— И тлеющее хранит в себе жизнь. А жизнь ценна сама по себе.
— Всё жалкое, что не может жить без поддержки, без того, чтобы вымаливать подачки и сочувствие, только цепляет за ноги идущих. И должно быть сметено и уничтожено.
— А куда идут идущие? В те места где нет ни жалости ни сочувствия? Им не страшно этих мест? Они не страшатся погибели? Они исчезнут как камни в жерле вулкана. А на лаве снова вырастет трава.
— Это ложь паразитов, ложь сорняков. Не противен ли ты сам себе, если утверждаешь это? И не лжёшь ли ты мне сейчас! Да, и слабые выживают. Но только сильные живут! – Чёрные крылья грозно вздымаются, голос гремит, разгораются кристаллы, рвётся, кашляя от рычанья с цепи чёрный пудель.
— Нет ничего сильнее любви и нет ничего глубже её источника! – свет голубых глаз становится нестерпим – слепящий пламень лишает пространство тени и очертаний, взвизгнув, прячется за крышку чёрный пудель.
Дверь тихонечко с обычным скрипом отворяется. Зал затихает.
У стойки старик. Одежды его белы и взгляд наполняет любовью сердце, изливается в кости, растворяя их в сладком трепете.
— Плесни – ка мне пивка, доченька, какое у тебя?
— «Жигулёвское» свежее, дедушка, лепечет разливальщица. Есть ещё «Эль Тутанхамона»…
— Ну как же без него,— улыбается старик,— пол-бокальчика «Московского» налей.
Старик пробует,— как раз как я люблю, спасибо, дочка!— и отходит к угловому столику.
— Зачем в пиве вода, а? А какой же ёрш не любит воду! Не жмите продукт, хитрецы. Смотрю мирненько беседуете, не воюете,— старик устроился в уголке.
— Дык дело прежде всего, — друид долил подставленный бокал,— мы ж на службе.
— Так видишь-ли, дело все по-своему понимают. Эти вон- принципами поступаться не желают.
Воины, понимаешь ты! – за столиками потупились,— а ваше дело сейчас оценим,— старик поднял взгляд на фасад девятиэтажки.
На восьмом этаже отдёрнулась тюлевая занавеска. В окне появилась женщина.
— Всё как всегда,— произнёс Другой,— годом раньше, годом позже. И смерть всегда одна и та-же – головой о камни.
— И все были бессильны. Я дрался за её душу, как за душу единственного человека. И никому не удалось уберечь её. Кто был назначен ей в это перерождение?
Чёрный кивнул в сторону углового столика.
— Зачем ты позвал нас? – спросил седой у старика,— нам нужно быть с ней. Мы вдвоём несли эту душу и мы должны быть рядом.
— В чём действенность обучения? – спросил старик и опять, не дождавшись ответа, заключил: — в наглядности!
Женщина сняла с окна вазон с засохшими цветами и распахнула ставни. Тарелка с окурками из под вазона полетела вниз и ударившись, разлетелась мелкими осколками. Окурки разлетелись по ветру. Женщина, держась за ставни смотрела вниз на рассыпанные окурки, на осколки.
— Говорю-ж, хитрецы известные. Хороший ход. Она – же никогда не курила. Ни в одной из жизней,— старик, прищурившись оглядел любителей ерша.
— Я курю, — у друида на щеках выступил румянец.
— Не «курю» а «стреляю», поправил, ухмыльнувшись, седой.
Женщина оторвала взгляд от земли и закрыв, лицо руками, отошла от окна.
По залу прошёл гул.
Друид и седой хлопнули друг друга в ладони.
— Бинго! Плесни ещё, пока не началось, — седой подставил бокал.
Медленно. Медленно даже для тех над кем не властно время текли мгновенья.
Она снова появилась в окне, захлопнула ставни, сердито стукнула по ним кулачком для плотности и поставила на подоконник вазон. С алыми, только начавшими распускаться бутонами.
— Началось, — ещё успел вставить друид.
Гул усиливался, за угловым столиком начал разгораться Свет и когда не стало ничего кроме света раздался Голос.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Голос отзвучал и свет стал изливаться в мир, утихая, из опустевшей маленькой постройки белого силикатного кирпича со стеклянным фасадом и вывеской «Пивбар».
А внутри за стойкой, зажмурившись, стояла девушка. Филолог. Дравидист. Она знала, что открыв глаза, увидит мир уже по-другому.
*****
— Разлетелись, демоны! А чё продукт переводить? – друид поставил свою кружку на выступающий на пол-кирпича на уровне колен фундамент за задней стенкой бара, и достал тёмную ёмкость – будешь?
— Лей, Миша. Думаю, старик сейчас приставит к ней кого-то помладше. От вас архангел, от нас искуситель,— седой достал тарань.
— Эт ты правильно приберёг, звезда ты моя утренняя — друид оторвал тарани голову и разорвав пальцем брюхо, вытянул ломтик икры, — мож повторим?
— Да, отчего-ж не? Только Он и знает, когда опять вот так постоять доведётся.
— И снова в бой, покой нам только снится!
И они, запели дуэтом:
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!