Чернильница

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Чернильница » Песочница » К прочтению. Оформление диалогов и прямой речи


К прочтению. Оформление диалогов и прямой речи

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Мопеды не наши, посему копирую с указанием ссылок.

изыскали на просторах тырнета и притащили сюда для ликбеза Дед и Егерь

Диалоги

По поводу оформления прямой речи:
(опять стащила с другого сайта)
Оформление прямой речи,
    то бишь расстановка знаков препинания при ней
    1.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты, — сказал дракон. — Ещё прадедушкины.
    Здесь – две фразы разбиты репликой, словами говорящего. После первой фразы должна быть точка, верно? Но мы имеем атрибуцию диалога: "сказал дракон". Значит —
    1) Точка заменяется запятой!
    2) Атрибутивный глагол "сказал" пишем с маленькой буквы!
    3) После слов говорящего ставим точку! Не запятую!!!
    В случае:
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты! — сказал я.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты? — спросил я.
    — атрибутивный глагол ВСЕ РАВНО пишется с МАЛЕНЬКОЙ буквы!!!
    2.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты, — сказал я, — ещё прадедушкины.
    Здесь – одна фраза разбита репликой. Следовательно:
    1) После слов говорящего ставим запятую!
    2) Всё пишем с маленькой буквы!
    3.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты, — сказал я и добавил: — Ещё прадедушкины.
    Здесь – двоеточие!
    4. Внимание — скользкий момент!
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты. — Я с угрозой обернулся к предателю. — Ещё прадедушкины.
    Две фразы разделены НЕ РЕПЛИКОЙ, а ДЕЙСТВИЕМ, не относящимся к собственно речи, не описывающим её. Доказательство: здесь атрибуция может быть вынесена в другое место текста, до или после прямой речи
    Вот так:
    Я с угрозой обернулся к предателю.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты. Ещё прадедушкины.
    Или вот так:
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты. Ещё прадедушкины.
    Я с угрозой обернулся к предателю.
    Следствие:
    1) В случае деления прямой речи действием, к собственно речи не относящейся, ставим точку (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки — по нужде).
    2) Атрибуцию начинаем с БОЛЬШОЙ буквы!
    Вообще всё это – с атрибуцией, не относящейся собственно к речи – действительно скользко… Бывает «он улыбнулся» — тогда точки и заглавная. А бывает «улыбнулся он» — тогда запятая и маленькая буква… Лучше избегать совсем уж скользких моментов – бить все эти сомнительности на две части, например…
    Вся наука – от господина Розенталя и преподавателей Волгоградского университета. Дракон ни при чём — но в правоте своей уверен абсолютно. В том числе — о скользком моменте.

(с) N.W.

http://litstalker.ru/index.php?option=c … 271#p60647

Оформление мыслей

Казалось бы, вроде ничего сложного нет написать мысли ГГ. Меня Дед столько раз пинал кирзовым кованным, что я решил разобраться, что не так?
И тут я увидел полный, для себя, абзац... в смысле песец, в смысле... короче, вам стоит поликбезничать. :offtop:

По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами. Но это и понятно, ведь в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей... В общем, примеров можно привести много, но не в этом суть. Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут есть свои тонкости, потому что в кавычках пишется не всё. Эти случаи я сейчас попробую подробно разъяснить.

1. Слова автора после мыслей. Постановка кавычек.

В этом случае всё достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.

Пример:

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Но также хотел обратить внимание ещё на несколько вещей. Открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел. Тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.

Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому сейчас об этих случаях поясню всё подробно.

• Знак препинания внутри кавычек.

Тут особо много не буду рассказывать, только перечислю все знаки, стоящие внутри кавычек. К таким относятся многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Они всегда пишутся внутри кавычек!

Примеры:

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

«Опять влипли?» — Серафим удивлённо смотрел на парочку, по виду которой можно было сказать, что ничего хорошего не произошло.

«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.

В примерах рассмотрены все три знака препинания. Даже один вариант с именем собственным, которое не раз уже мусолилось при оформлении прямой речи. В общем, всё, написанное ранее, вполне ясно закреплено в примерах. Не думаю, что ещё нужны какие-либо разъяснения.

• Знак препинания за пределами кавычек.

Пусть один незначительный случай, но здесь имеется. И его обязательно нужно рассмотреть, но прежде хотелось бы ещё раз упомянуть, что при оформлении мыслей точка не ставится. А, как следствие из предыдущего предложения, ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.

Пример:

«Похоже, это оно», — внимательно рассмотрев кольцо, заключил Илларион.

Тут хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.

2. Мысли без слов автора. Постановка кавычек.

Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек, но из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.

Пример:

«Мировой судья решит этот спор, будь уверен».

Здесь хочу обратить внимание на отсутствие тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.

3. Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек.

Пожалуй, это последний нерассмотренный случай. Основывается он на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами. Чего мне только не встречалось за время работы бетой, а правильное написание — очень редко. Пора уже пролить свет на эту тайну, покрытую мраком.

• Слова автора внутри мыслей персонажа.

Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но, нравится людям это или нет, они обязаны чередоваться со словами персонажа. Но в данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек. Очень часто мне встречалось написание, когда слова автора отделяли кавычками с двух сторон, а внутри второй части ещё и тире ставили, но это категорически неправильно! Такого написания просто не может быть: оно запрещено правилами! Проще говоря, всё будет писаться внутри кавычек, знак в том числе, если это не точка.

Примеры:

«Если нас поймают, то Скорпиончики так легко не отделаются… — парень закусил губу, задумываясь. — А если мы с Фимом и Линой попробуем их защитить, то и сами окажемся в большой опасности...»

«Младший брат? — чуть удивилась шатенка, прикрывая лицо веером, над которым зловеще поблёскивали два изумрудно-зелёных глаза. — Очень интересно».

Думаю, тут вполне ясно всё показано, и мои комментарии не требуются.

• Слова автора внутри и после мыслей персонажа.

Все ведь помнят о чередовании мыслей и авторских комментариев? Так вот, теперь настало время рассмотреть более сложную цепочку: мысли-слова-мысли-слова. На первый взгляд всё выглядит очень трудно, но на самом деле очень просто. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. Проще говоря, здесь такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.

Пример:

«Который раз… — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.

Удачный нашёл пример, заковыристый такой. В общем, тут вам и подтверждение теории про чередование слов автора и мыслей, и запятая после закрывающей кавычки, и авторский комментарий, разрывающий одно целое предложение. Полный набор правил...

+1

2

з.ы.
Принимаю годные учебные материалы для новисов. Реально годные перенесу сюда.

0

3

Диалоги
По поводу оформления прямой речи:
(опять стащила с другого сайта)
Оформление прямой речи,
    то бишь расстановка знаков препинания при ней
    1.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты, — сказал дракон. — Ещё прадедушкины.
    Здесь – две фразы разбиты репликой, словами говорящего. После первой фразы должна быть точка, верно? Но мы имеем атрибуцию диалога: "сказал дракон". Значит —
    1) Точка заменяется запятой!
    2) Атрибутивный глагол "сказал" пишем с маленькой буквы!
    3) После слов говорящего ставим точку! Не запятую!!!
    В случае:
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты! — сказал я.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты? — спросил я.
    — атрибутивный глагол ВСЕ РАВНО пишется с МАЛЕНЬКОЙ буквы!!!
    2.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты, — сказал я, — ещё прадедушкины.
    Здесь – одна фраза разбита репликой. Следовательно:
    1) После слов говорящего ставим запятую!
    2) Всё пишем с маленькой буквы!
    3.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты, — сказал я и добавил: — Ещё прадедушкины.
    Здесь – двоеточие!
    4. Внимание — скользкий момент!
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты. — Я с угрозой обернулся к предателю. — Ещё прадедушкины.
    Две фразы разделены НЕ РЕПЛИКОЙ, а ДЕЙСТВИЕМ, не относящимся к собственно речи, не описывающим её. Доказательство: здесь атрибуция может быть вынесена в другое место текста, до или после прямой речи
    Вот так:
    Я с угрозой обернулся к предателю.
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты. Ещё прадедушкины.
    Или вот так:
    — В этом сундуке лежали налапные браслеты. Ещё прадедушкины.
    Я с угрозой обернулся к предателю.
    Следствие:
    1) В случае деления прямой речи действием, к собственно речи не относящейся, ставим точку (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки — по нужде).
    2) Атрибуцию начинаем с БОЛЬШОЙ буквы!
    Вообще всё это – с атрибуцией, не относящейся собственно к речи – действительно скользко… Бывает «он улыбнулся» — тогда точки и заглавная. А бывает «улыбнулся он» — тогда запятая и маленькая буква… Лучше избегать совсем уж скользких моментов – бить все эти сомнительности на две части, например…
    Вся наука – от господина Розенталя и преподавателей Волгоградского университета. Дракон ни при чём — но в правоте своей уверен абсолютно. В том числе — о скользком моменте.
(с) N.W.

Тут рассмотрен наиболее сложный вариант оформления прямой речи, когда слова автора могут разрывать прямую речь. НО! Есть ещё и другие варианты:
— Прямая речь после слов автора
— Прямая речь перед словами автора
— Прямая речь внутри слов автора

Это читайте отдельно. Например, оригинал тут: http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=154#pp154

Позже постараюсь "разжевать" кое-что отдельно.

И ещё, если сомневаетесь как оформить — упростите. Как говорил  Дед: "коли не могешь разобраца, переиначить само предложение и убрать спорный момент", — а он то знает.

Отредактировано Ryo (19-02-2015 21:18:25)

0

4

...а вот эта штука — для Боба, она прольет свет
на кое-какие события прошлого года...

Ни в чем цивилизация не может так полно выразиться,
как в языке. Если мы им в совершенстве не владеем или сам
он несовершенен, то несовершенна и сама цивилизация.
Марио Пей

ВАВИЛОН-17
(с)Сэмюэль ДИЛЭНИ

0

5

С двоеточием особенно полезно.
С уважением.

0

6

Пришла пора разрушить ваши детские иллюзии по поводу фразы "Казнить нельзя помиловать".
НИГДЕ в этой фразе не нужна запятая!
Казнить: нельзя помиловать ( двоеточие=потому что)
Казнить нельзя помиловать (тире=поэтому)
Да, вам лгали все детство, живите с этим.

https://twitter.com/semenrofe

0


Вы здесь » Чернильница » Песочница » К прочтению. Оформление диалогов и прямой речи