Здравствуйте. Представляю на критику еще один небольшой рассказик
— Привет! Как дела?
— Да все прекрасно! А у тебя как?
— Да и у меня ничего. Как там твой Петька?
Экспрессивно беседующие женщины и не заметили двух почти не отличавшихся друг от друга мужчин. Одинаковые деловые костюмы, одинаковые лица, одинаковые глаза. Лишь волосы светлые у одного и темные у другого. Кто-то мог бы подумать, что это братья-близнецы, один из которых решил перекраситься.
На шумной городской площади, украшенной фонтанами, их мог заметить разве что высящийся посредине памятник. Люди же веселились, обменивались улыбками, радовались.
— Информационный мусор, — скривившись, сказал В.
— Он самый, — согласился У.
— Но ведь посмотри, — В достал из внутреннего кармана пиджака замаскированный под смартфон сканер мыслей и принялся направлять его на людей. — У этой умерла любимая собака, а у второй проблемы со здоровьем. Вон тот мужчина, — В кивнул в сторону долговязого парня, рассказывавшего анекдот своему другу, — неплохой писатель, который переживает из-за того, что его не читают. Он хочет поделиться этим с товарищем, но что-то ему словно мешает.
У задумался. Его сознанию в клонированном человеческом теле совсем не нравилось: всего один мозг, который мыслил как компьютер двадцатилетней давности в сравнении с современным, да и две ноги вместо шести совсем не добавляли комфорта.
— Эхопраксия, — сказал он и глубоко вдохнул непривычный воздух. Даже через фильтры запах земной атмосферы был для него слишком сладким и необычным. — Слепая имитация эмоционального состояния собеседника.
В направил сканер мысли на ведущую шумную беседу компанию из пяти человек. Они обговаривали какой-то недавно просмотренный фильм, хоть эта тема не интересовала ни одного из них. Одного мучили финансовые проблемы, второй уже год как жил в депрессии, у третьей пару дней назад умер отец...
Но никто из них не делился своими проблемами, не просил помочь. Все предпочитали надевать маски веселости и дружелюбия.
Пару дней назад В и У наблюдали за компанией выпивающих в баре мужчин. Ситуация была аналогична — пить никто из них не хотел, но все пили будто за компанию. В чем был смысл подобного, ни В, ни У, ни бывшие здесь до них димайонские наблюдатели так и не поняли.
Лишь сейчас до них начало доходить. Эхопраксия — переходной этап от индивидуального разума к коллективному.
Подобный случай в практике димайонских исследователей уже встречался. Коллективный разум с планеты Мехреш раньше был индивидуальным. А потом что-то произошло — и одной расой, мыслящей как единый организм, стало больше.
— Стоит им изобрести передатчик мыслей — и все, — утвердительно сказал У. — Они даже думать о своих проблемах будут бояться. А потом вообще перестанут воспринимать их как проблемы. Превратятся в генератор информационного мусора планетарного масштаба.
— Па-зи-ти-ффчик, — еле смог выговорить В только что услышанное земное слово.
— Твои рекомендации? — У облокотился на стоявший рядом столб.
— По правилам мы не можем вмешиваться. Ты же знаешь. Если их эволюция ведет к коллективному сознанию — мы не вправе ей мешать.
— А если разделить их? — предложил У.
— То есть?
— Вон, смотри, — У взглядом указал на мать с пятилетним ребенком.
— Хочу-у-у! Давай верне-е-е-емся! — вопил детеныш, сопровождая свои слова слезами и топтанием на месте.
— Заткнись уже! Не позорь меня! — отвечала мать. — Не перестанешь орать — получишь!
— Они приучают детей не показывать эмоции, — констатировал У. — А если мы возьмем несколько сотен детей и отвезем их, к примеру, на Ацнаймер? Планета схожа с Землей, тот же состав воздуха и давление. Но разумной жизни нет. Там мы сможем воспитать их иначе и сохранить индивидуальность людей.
— Можешь предложить совету, но, уверен, они тебя не послушают.
— Люди же в перспективе великая раса! — выразил недоумение У. — У них великое будущее. Взгляни на их культуру! — пришелец кивнул в сторону украшенных завитушками и резьбой фонтанов, высящегося на помосте памятника, даже рекламный плакат кофе и дизайн одежды землян казались ему необычайно красивыми. На его планете все было иначе. Димайонцы за миллионы лет эволюции так и не смогли изобрести искусство.
— Если мы оставим все как есть, — продолжил он, — люди станут чем-то лишенным эмоций. Разум без эмоций — ты же знаешь — либо агрессор, либо нечто, без конца генерирующее информационный бардак.
— Решать в любом случае не нам, — вздохнул В. — Но на совете я тебя поддержу. Пошли.
Никто из скрывавшихся под масками веселья и беззаботности людей и не заметил, как двое похожих друг на друга как две капли воды мужчин сели в черный автомобиль с тонированными стеклами, а тот растворился в воздухе, будто его здесь никогда и не было.*Эхопраксия — непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц.