В первую очередь хочу сказать, что книга — это гарантированный вынос мозга. Слабым духом хватит и первых двух страниц, чтобы сказать «Ну нахер». Оснований предостаточно. Книга сложная, возможно самая сложная для восприятия из всей существующей художественной литературы про космос. Это бронебойно-твердая научная фантастика с опорой на последние открытия и достижения научной мысли, которые не проходят в образовательных заведениях и не всегда описывают на ресурсах подобных «Гиктаймс».
Диплом о высшем образовании мало поможет в понимании прорвы терминов и технологий, изобилующих в тексте. Десяток поводов загуглить на одну страницу еще немного, встречается и больше. На причинах буйства терминологии стоит остановиться подробно. Во-первых, экипаж «Тезея» собран из века лучших специалистов в своих областях и незнакомые нынешнему читателю слова для них просто рабочий язык, используемый по мере необходимости. Во-вторых, даже они не всезнающи и иногда вынуждены «загуглить», обрашись к помощи Консенсуса, эдакого мега-архива «Гугла» и системы мгновенной связи одновременно. Так почему бы читателю не сделать так же? В-третьих, обилие сложных терминов и научных теорий – один из столпов погружения в мир будущего, своеобразный дополнительный квест по самообразованию. В послесловии автор подробно объясняет от чего отталкивался при написании. Уоттс дает аж 240 сносок-примечаний, из которых более 150 это ссылки на научные работы. Если сделать объяснения вообще для всего потенциально непонятного, то выйдет еще один объем книги. Самому же автору не привыкать работать с горой литературы, ведь он самый настоящий ученый-гидробиолог с докторской степенью и десятилетним стажем работы по специальности.
Итак, что есть в книге помимо жонглирования понятиями из физики, химии, астрономии, биологии, психиатрии, психологии, философии и прочих наук? В «Ложной слепоте» очень тонкая грань между авторскими фантдопущениями и настоящими научными теориями, даже проходные и незначительные для сюжета детали имеет серьезное основание. Например, экипаж «Тезея» защищен от космического излучения электромагнитным щитом. Упоминается тот всего несколько раз за книгу, зато в Интернете на эту тему можно найти много интересного, технология считается очень перспективной для дальних космических полетов.
Идей в книге очень много, на множестве побочных задумок можно построить еще несколько романов, но Уоттс использует их лишь вскользь. В первую очередь это касается новых угроз мира будущего: уходом в виртуальность и «антивиртуальным» терроризмом с массой человеческих жертв, а также мутации человеческих отношений. Например, в конце XXI века телесный секс повсеместно заменяется виртуальным, вкусы и привычки человека можно редактировать как компьютерную программу ради лучшей совместимости с партнером, а чувство любви приземлено до банальной биохимии от приема нужных препаратов. Тема отношений присутствует в виде двух необычных романтических линий, но не раскрывается полностью, а служит инструментом погружения в характеры и прошлое героев. Восприятие книги также осложняет ее общий депрессивно-пессимистичный настрой. У человечества и без внеземных гостей проблем по горло, и самое главное – часть из них зарождаются прямо на наших глазах и имеют хорошие шансы озадачить людей в ближайшее время. В общем, есть над чем задуматься.
Еще одна палка в колеса для непривычного читателя это персонажи. Нормальных людей в нашем понимании в романе нет вообще. Главный герой Сирии Китон – идеальный беспристрастный наблюдатель, не способный испытывать сопереживание к людям и общающийся с ними путем считывания их эмоций через мимику и непроизвольные реакции тела, а потом подбирающий по наработанным алгоритмам нужные слова или действия. Биолог-киборг-полуинвалид Исаак Шпиндель может воспринимать результаты анализов прямо на вкус и запах как заправский гурман. Он срастился с техникой настолько, что для осязания даже любимой женщины ему нужна сенсорная перчатка. Боевой киборг Аманда Бейтс наоборот превратила себя в живую машину смерти. Еще в экипаже лингвист с тремя дополнительными личностями и вампир с очень изящным обоснованием.
Центральная тема – это контакт инопланетянами, и ее Уоттс развил до упора. Чужие получились по-настоящему опасными, пугающими своей непохожестью, детально проработанными и очень реалистичными. Вместе с проблемами первого контакта, поднимаются неразрывно связанные с ними вопросы. Что такое разум и так ли он необходим для эффективности действий? Кого считать разумным? Как с разумом связан интеллект и сознание? Каковы критерии человечности в эпоху трансгуманизма и технологической околосингулярности?
Кратко про сюжет без спойлеров. Это триллер с качественно нагнетаемым саспенсом и короткими эффектными развязками. Отдельные моменты заставляют буквально подпрыгнуть на стуле, особенно во время вылазок на корабль пришельцев. Есть экшн, трогательные, драматичные и зрелищные сцены, однако в некоторых местах повествование может показаться затянутым и занудным. Сюжетные повороты внезапны и непредсказуемы как для героев, так и для самого читателя, чем заставляют верить в сверхчеловеческий интеллект командира миссии. Методы экипажа «Тезея» при исследовании корабля пришельцев и его обитателей весьма шокируют. Аманда Бейтс назвала их «грабеж со взломом» и оказалась права на все сто.
У книги есть недостатки. Если опустить сложность восприятия, то остается скомканная и оборванная концовка, а также некоторое ощущение винегрета из идей, местами излишних, спорных или ненужных.
P.S. После прочтения я залез на Литрес и долго рылся в разделе научной фантастики, искал современные книги. В итоге я был дико разочарован. Русскоязычная НФ мертва, да и просто фантастикой то днище, которое лежит в этом разделе назвать нельзя. Тармашев, Лукьяненко, Глуховский, Рус, попаданцы к Сталину, ЛитРПГ, имперские космооперы это что? Неужели потолок для ру-сегмента сети???
Отредактировано 50 BMG (08-05-2016 00:30:08)