Чернильница

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Об диалоги

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В очередной раз подвергнув анализу тексты с крайних пристрелок, а так же из других рубрик форума, подметила я, что большинство авторов крайне скупо используют такой инструмент как диалог. И дело здесь не в пунктуационных ошибках, а в том, что авторы, как правило, не учитывают такое явление как манера речи и речевая маска. А зря. Ведь при правильном обдуманном подходе к диалогу с помощью манеры речи и речевой маски можно легко и непринужденно раскрывать персонажей, избегая в общем массиве текста скучных описаний и пояснений о том, каковы герои; делать персонажей индивидуальностями, живыми и объемными.
Там, где автор об этом не задумался, диалоги выглядят плоско, складывается впечатление, что разговаривает один и тот же персонаж, и только благодаря пояснялкам автора: — сказал Вася, — ответил Петя – можно догадаться, что в беседе принимает участие явно не один герой. Поэтому решила сделать небольшую шпаргалочку для тех, кто хочет работать над своими рассказами.

вот

Манера речи.
Манера речи у каждого человека неповторима, как и его отпечатки пальцев. Неважно, к какой социальной группе он относится и какого он возраста. У каждого человека есть свой лексикон, набор слов, которые он не использует вообще никогда по незнанию, например, или по причине неких обстоятельств (для примера известный советский фильм «Джентльмены удачи». Там персонажу приходится изрядно потрудиться и над манерой речи и над речевой маской, чтобы вписаться в нестандартный для себя коллектив). Поэтому автор, прописывая диалог, должен очень хорошо понимать, как разговаривает его персонаж. Насколько правильна его речь, есть ли мусорные присказки типа «эт самое», «млин» и т п Достаточно добавить в каждое его высказывание характерное мусорное слово или выстроить его речь идеально чисто на фоне прочих персонажей , и он станет для читателя узнаваем без авторских пояснялок. К слову. Если персонажи разного возраста – они в любом случае будут говорить по-разному, и чем больше между ними возрастной разрыв, тем явственней различия.
Добавлю, что манера речи – следствие  из:
— возраста
— пола и гендерной принадлежности
— религиозных убеждений
-воспитания
-образования
-национальности
— социального положения
— типа личности (говорит тихо, громко, быстро, медленно)
Конечно, учитывать весь этот массив при написании не обязательно, достаточно выбрать один-два пункта, которые наиболее уместны в сюжете и максимально отличают героя от остальных персонажей.

Речевая маска
Речевая маска – более широкое понятие. Обычно оно относится не столько к отдельному человеку, сколько к социальным группам и историческим отрезкам. Понятно, что если в диалоге участвуют интеллигент и безграмотный оборванец, каждый будет использовать речевую маску своей социальной группы вкупе с собственной манерой речи. То есть для обозначения социального статуса, а не характера персонажа, речевая маска подходит как нельзя лучше. Достаточно добавить в высказывания характерный сленг (профессиональный или уличный или принадлежащий какой-либо субкультуре), чтобы читатель понял, что за персонаж перед ним. Аналогично речевая маска — великолепный инструмент, если беседуют герои из разных временных эпох.
Здесь я постаралась дать информацию максимально кратко. Если кому-то интересна эта тема  — просторы интернета в помощь, статей и книг на эту тему масса. (Например:  Шпильман М.В. Соотношение своего и чужого слова в речевой партии персонажа (на материале прозы А. и Б. Стругацких)
Помните, что (цитата)«Собственное языковое выражение оказывает на самого говорящего не меньшее воздействие, чем на других собеседников (слушателей), потому что говорящий слышит и читает то, что сам говорит и что сам предварительно написал»

Помните! Манера речи — неотъемлемая часть образа персонажа! Даже однояйцевые близнецы говорят каждый по своему)))

Отредактировано Гадость (24-02-2017 20:16:36)

0

2

http://s6.uploads.ru/t/AQaNn.gif

0

3

Тема — правильная, но для изучения чисто в теории — неподъёмная.
Наработать можно только практикой. Например, пристрелочной. :)

0