Всем добрый день! Хочу немного поделиться собственными знаниями. (не уверен, что в этой теме, но надеюсь Ежи не сильно разозлиться)
Пробыв на Чернильнице недолгое время, я заметил, что местные гвардейцы (критики, редакторы) не всегда остаются объективны и зачастую их правка превращается в «как бы я написал».
Есть несколько аксиом, которые должны соблюдаться для более профессионального подхода к делу и если кому интересно, можете прочитать нижеследующее:
Сначала нужно познакомиться с текстом. Полностью прочитать его. Чтение при этом не должно сопровождаться какой-либо правкой, но в тоже время остается критическим, оценочным. Установка редактора при чтении – поиск ошибок. Читаем – идем по минному полю. Но правим!!! Только когда осознаем в чем суть ошибки, и каким путем, способом ее можно исправить. Сформулируйте проблему конкретной ошибки, но никогда не забывайте про контекст этой конкретности.
Редактор всегда стремится к минимуму исправлений. Он всегда уважает авторский текст. При любых исправлениях всегда сопоставляйте свой текст с авторским оригиналом. И для повышения объективности всегда выбирайте лучший текст. Для этого будьте так же критичны и к своей правке.
Текст – это законченное речевое произведение. Немножко расскажу о его свойствах:
• Информативность
• Целостность
• Связность
• Литературная обработанность
Немного об информативности. Оценивается, как способность текста быть носителем законченного сообщения. Как же это сделать? Соотношение информации в тексте к знаниям читателя. Она должна быть – понятная, интересная, доступная, новая, адекватно изложенная.
А теперь поподробнее об информации в тексте:
• Есть фактуальная информация (в любом тексте) – это явления действительности, взаимосвязи. Выражается с помощью слов в прямом их значении. Составляет основу текста.
• Концептуальная информация – отражает авторскую оценку. Может быть выражена напрямую (он мне нравится, а он нет) или же с помощью контекста (через описательные свойства, или взгляд другого персонажа и прочие художественные приемы)
• Подтекстовая (скрытая) информация – извлекают из текста благодаря ассоциативному мышлению.
В общем, текст оценивается по степени информативности и новизны:
• Ключевая информация – то есть, важнейшие сведения
• Уточняющая – она всегда развивает ключевую информацию
• Дополнительная информация (не путать с уточняющей) – вводит новую под тему в основную тему
• Повторная информация (упоминает ранее введенную) – обычно автор указывает на, то, что об этом ранее говорилось (например: как было сказано ранее и т.д.)
• И самая важное (шутка)! Нулевая информация – речевые отрезки, а порой и целые абзацы и даже текст не несут никакой информативности. Они могут придавать форму композиции и структуре, помочь создать целостность. Но по сути это и есть так называемая «вода», которая свидетельствует о неграмотности и плохой начитанности, эрудированности и не компетенции автора.
Вся информация чередуется и распределяется по тексту неравномерно!!
Если кому-то помогут мои маленькие советы, то буду пополнять эту ветку новыми полезными советами для начинающих редакторов, критиков, корректоров.