Чернильница

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Чернильница » Обсуждение произведений, авторов, статей » Учимся думать и писать


Учимся думать и писать

Сообщений 31 страница 60 из 62

31

Еще один способ работы с фокалом — сноски. Опять таки, приведу примеры из Пратчетта — у него это получается мастерски.

Все эти вопросы были выше его понимания. Есть мужчины, и есть женщины. Все просто и понятно. Сэм Ваймс был незамысловатым человеком, когда дело касалось того, что поэты громко величали «списками любви»*
*Секс, как он однажды про себя отметил, в некотором роде сродни кулинарии. Люди им увлекаются, периодически покупают книги с замысловатыми рецептами и интересными картинками, иногда, особо проголодавшись, устраивают в своем воображении настоящие банкеты, но в конце дня с удовольствием соглашаются на обычную яичницу с чипсами. А если к этому еще добавить половинку помидора, то ужин считается совсем уж роскошным.
Пятый элефант

Время от времени очередной правитель Анк-Морпорка возводит вокруг города стену, якобы для защиты от недругов. На самом деле Анк-Морпорку враги не страшны. Наоборот, он встречает их с радостью — в особенности если у завоевателей есть деньги, которые можно потратить*
*В знаменитом издании Гильдии Купцов и Торговцев «Дабро нажаловаться в Анк-Морпоркъ, горад тысичи сюпризов» имеется теперь целый раздел, озаглавленный: «Итак, ты фторкся к нам, вандал, и што мы тепер будим делать?», публикующий заметки о ночной жизни города и о сувенирах, что продаются на базарах, а в рубрике «Куда лучше перекочевать?» можно найти список ресторанов, предлагающих свежий кумыс и якский пудинг. Согласно статистическим исследованиям, большинство варваров, возвращаясь трусцой в свои промерзшие юрты, терзаются одним и тем же вопросом: как они умудрились так быстро обеднеть и при этом оказаться владельцами скверно сотканного ковра, литра негодного вина и тряпичного ослика лилового цвета в соломенной шляпке?
Движущиеся картинки

0

32

Ultramarine
ПДА — это адское палево http://gearmix.ru/archives/6701/print/

0

33

Рекомендую ознакомиться с умными мыслями на тему ЛитРПГ. Отметьте, что это написано до бума в этом жанре. Сам согласен почти со всем.

Гейм-киберпанк — реальность мифа

Комментарии читать обязательно.

Отредактировано 50 BMG (22-03-2014 20:51:28)

0

34

Спорная, но интересная статья о миротворчестве. Смотрите и комменты — там неплохая полемика.
http://gest.livejournal.com/1319155.html

0

35

Полста, дюже дякую за ссылку. Аж захотелось на фанбук перепостить. Связался с автором и спросил разрешения.
На его странице, между прочим, нашлась не менее ценная статья. Лично для меня оказалось откровением, хотя вещи очевидные http://samlib.ru/f/farlander/_craft.shtml
О создании персонажей.

Отредактировано Renson (29-08-2014 20:03:33)

0

36

Хороша статья, просто хороша. Сразу вспомнился "Ведьмак" Сапка — там персы живые, именно по причине их самоидентичности.

0

37

http://fan-book.ru/blog/6002/entry/1188/
хехехе
50 BMG определённо понравится.

0

38

Renson
Спс. коммент оставил

0

39

https://2ch.hk/fs/res/14368.html
Небезынтересная дискуссия о проработке фэнтезийного мира. Сайт довольно, кхм, специфичен, и культура общения там своя, но на этот раз вышло занимательно.

0

40

Казалось бы, вроде ничего сложного нет написать мысли ГГ. Меня Дед столько раз пинал кирзовым кованным, что я решил разобраться, что не так?
И тут я увидел полный, для себя, абзац... в смысле песец, в смысле... короче, вам стоит поликбезничать. :offtop:

Оформление мыслей

Оформление мыслей
По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами. Но это и понятно, ведь в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей... В общем, примеров можно привести много, но не в этом суть. Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут есть свои тонкости, потому что в кавычках пишется не всё. Эти случаи я сейчас попробую подробно разъяснить.

1. Слова автора после мыслей. Постановка кавычек.

В этом случае всё достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.

Пример:

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Но также хотел обратить внимание ещё на несколько вещей. Открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел. Тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.

Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому сейчас об этих случаях поясню всё подробно.

• Знак препинания внутри кавычек.

Тут особо много не буду рассказывать, только перечислю все знаки, стоящие внутри кавычек. К таким относятся многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Они всегда пишутся внутри кавычек!

Примеры:

«Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

«Опять влипли?» — Серафим удивлённо смотрел на парочку, по виду которой можно было сказать, что ничего хорошего не произошло.

«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.

В примерах рассмотрены все три знака препинания. Даже один вариант с именем собственным, которое не раз уже мусолилось при оформлении прямой речи. В общем, всё, написанное ранее, вполне ясно закреплено в примерах. Не думаю, что ещё нужны какие-либо разъяснения.

• Знак препинания за пределами кавычек.

Пусть один незначительный случай, но здесь имеется. И его обязательно нужно рассмотреть, но прежде хотелось бы ещё раз упомянуть, что при оформлении мыслей точка не ставится. А, как следствие из предыдущего предложения, ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.

Пример:

«Похоже, это оно», — внимательно рассмотрев кольцо, заключил Илларион.

Тут хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.

2. Мысли без слов автора. Постановка кавычек.

Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек, но из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.

Пример:

«Мировой судья решит этот спор, будь уверен».

Здесь хочу обратить внимание на отсутствие тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.

3. Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек.

Пожалуй, это последний нерассмотренный случай. Основывается он на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами. Чего мне только не встречалось за время работы бетой, а правильное написание — очень редко. Пора уже пролить свет на эту тайну, покрытую мраком.

• Слова автора внутри мыслей персонажа.

Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но, нравится людям это или нет, они обязаны чередоваться со словами персонажа. Но в данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек. Очень часто мне встречалось написание, когда слова автора отделяли кавычками с двух сторон, а внутри второй части ещё и тире ставили, но это категорически неправильно! Такого написания просто не может быть: оно запрещено правилами! Проще говоря, всё будет писаться внутри кавычек, знак в том числе, если это не точка.

Примеры:

«Если нас поймают, то Скорпиончики так легко не отделаются… — парень закусил губу, задумываясь. — А если мы с Фимом и Линой попробуем их защитить, то и сами окажемся в большой опасности...»

«Младший брат? — чуть удивилась шатенка, прикрывая лицо веером, над которым зловеще поблёскивали два изумрудно-зелёных глаза. — Очень интересно».

Думаю, тут вполне ясно всё показано, и мои комментарии не требуются.

• Слова автора внутри и после мыслей персонажа.

Все ведь помнят о чередовании мыслей и авторских комментариев? Так вот, теперь настало время рассмотреть более сложную цепочку: мысли-слова-мысли-слова. На первый взгляд всё выглядит очень трудно, но на самом деле очень просто. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. Проще говоря, здесь такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.

Пример:

«Который раз… — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.

Удачный нашёл пример, заковыристый такой. В общем, тут вам и подтверждение теории про чередование слов автора и мыслей, и запятая после закрывающей кавычки, и авторский комментарий, разрывающий одно целое предложение. Полный набор правил...

0

41

http://wdesk.ru/_ph/80/2/199289139.gif

0

42

Сам, блин, ненарадуюсь!

0

43

Старенький кряхтельник
http://youtu.be/HCvfvXHnLoY?t=51m30s
http://vk.com/typical__writer?w=wall-31037710_428801
Ликвидация безграмотности о пресловутом фокале (часть 1)
Здравствуй, автор! Я пишу эту статью потому, что устал долго, подробно и с массой аргументов объяснять тет-а-тет немалому количеству авторов, что распространившаяся в Рунете зараза под названием "фокал" является редкостной ахинеей, которой с завидным упорством "обучают" начинающих писателей.
Потому, что фраза "у вас фокал скачет" — абсурдна по определению.
Потому что вопрос "чей тут фокал, автор?" — нелепа.

Отредактировано Renson (25-02-2015 23:13:57)

0

44

Искал нашу тему по полезным ссылкам.
Не нашел. Да особо и не старался. ))))))))))
Кину сюда. Может кому и сгодится.

24 полезных сервиса для пишущих людей
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/24-polez … ej-865010/

Сам не проверял, что там. Так что все на ваш страх и риск.

0

45

Кину сюда ссылочку.
Мне понравилось.
Аж загордился за русский язык и человека: так сформулировать "ситуацию". )))))))
http://www.adme.ru/svoboda-kultura/o-to … ka-922760/

0

46

Полста: меня сегодня ткнули в одно правило хорошего тона — не писать о человеке был, если он не мертв
Гадость: о, когда-то в школе за такое был в сочинениях нам училка сразу 2 ставила
Гадость: научила навсегда так не писать
Гадость: но все равно проскакивает)
Дед: глупость
Дед: прчем полная
Гадость: Дед, не скажи) если уходить от этого глагола, текст только выигрывает
Гадость: и становится живым
Дед: Дед Макар в тот вечер был одет в лысину, бороду, голый (причем очень полный) торс, шорты и панамку
Дед: и чем плох техт?
Дед: оделся? — да ерунда получается
Гадость: Дед Макар в тот вечер явился одетым в лысину, бороду, в голый (причем очень полный) торс, шорты и панамку
Дед: не... искусствина
Дед: я не являлся — я сидел у ся на завалинке
Гадость: значит в данном случае глагол на своем месте
Дед: вот и говорю — чушь
Гадость: короче говоря, по тексту надо смотреть и событиям
Дед: хотя да, можно и расцветить — встречал гостей
Дед: спасибо, запомню
Дед: просто буду смотреть на целесообразность
Гадость: Дед, так я ж не говорю, что был — плохо, можно же просто лучше)))
Дед: можно
Дед: почему и говорю — спасибо и запомню

0

47

Я попрыгал на месте, пробуя крепления, гикнул и побежал навстречу солнцу, все наращивая темп, зажмурившись от солнца и наслаждения, с каждым выдохом выбрасывая из себя скуку прокуренных кабинетов, затхлых бумаг, слезливых подследственных и брюзжащего начальства, тоску заунывных политических споров и бородатых анекдотов, мелочных хлопот жены и наскоков подрастающего поколения… унылые заслякощенные улицы, провонявшие сургучом коридоры, пустые пасти угрюмых, как подбитые танки, сейфов, выцветшие голубенькие обои в столовой, и выцветшие розовенькие обои в спальне, и забрызганные чернилами желтенькие обои в детской… с каждым выдохом освобождаясь от самого себя — казенного, высокоморального, до скрипучести законопослушного человечка со светлыми пуговицами, внимательного мужа и примерного отца, хлебосольного товарища и приветливого родственника, радуясь, что все это уходит, надеясь, что все это уходит безвозвратно, что отныне все будет легко, упруго, кристально чисто, в бешеном, веселом, молодом темпе, и как же это здорово, что я сюда приехал… молодец Згут, умница Згут, спасибо тебе, Згут, хоть ты и лупишь, говорят, своих «медвежатников» по мордам во время допросов… и какой же я еще крепкий, ловкий, сильный — могу вот так, по идеальной прямой, сто тысяч километров по идеальной прямой, а могу вот так, круто вправо, круто влево, выбросив из-под лыж тонну снега… а ведь я уже три года не бегал на лыжах, с тех самых пор, как мы купили этот проклятый новый домик, и на кой черт мы это сделали, снабдились приютом на старость, всю жизнь работаешь на старость… а, черт с ним со всем, не хочу я об этом сейчас думать, черт с ней, со старостью, черт с ним, с домиком, и черт с тобой, Петер, Петер Глебски, законолюбивый чиновник, спаси тебя бог…

1757 знаков. Одно предложение — целым абзацем. Учитесь у классиков, бро!

0

48

Случается, что при чтении интересной книги, вдруг теряется какая-то достоверность, и чтиво уже не захватывает. Особенно часто это происходит, когда автор мужского пола пишет от женского лица или пытается раскрыть женский образ через диалоги и действия. Аналогичная проблема возникает и у авторов-женщин при работе с персонажами мужского пола. Что же делать? Как же быть?

а вот так

Диалоги.

В первую очередь обращаю ваше внимание на то, что женщина воспринимает окружающий мир через качественные и количественные характеристики любых явлений, действий и результатов, поэтому в её речи преобладают имена прилагательные, причастия.
А мужчина воспринимает мир через действие, движение, поэтому в его речи доминируют глаголы, краткие прилагательные, деепричастия.
Например:
Мужчина и женщина прогуливаются по парку. Вдруг они замечают на газоне одуванчик.
Что скажет женщина, привлекая внимание спутника к цветку:
— Ой, какой желтенький!
— Такой милый!
И тому подобное.
Что скажет мужчина, привлекая внимание спутницы к цветку:
— Смотри, цветет!
— Что это там желтеет?
И т. п.

Что касается действий и поступков персонажей, то в этом вопросе вам безусловно поможет литература по психологии пола и ваша наблюдательность.
Коротко: женщины часто заменяют слова и эмоции жестами, мимикой; мужчины – действием. Если вернуться к предыдущему примеру с одуванчиком, то мужчина может вообще ничего не сказать, а просто сорвать цветок и молча отдать спутнице. Женщина же промолчать категорически не сможет.

Обращайте внимание на такие, казалось бы, мелочи, и тогда ваши тексты будут достоверными, а персонажи – живыми.

Отредактировано Гадость (22-07-2015 23:46:40)

0

49

Может кому и пригодится...
43 упражнения для развития творческого мышления
http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli … a-1027560/

+1

50

Старенький кряхтельник написал(а):

1757 знаков. Одно предложение — целым абзацем. Учитесь у классиков, бро!

ваще-то предложений четыре. Многоточия же. Было бы одним — это было бы графоманством от классиков

0

51

Одно. Таки.
Многоточия разрешаются в одном предложении в разрыв техта — типо дли-и-иннная такая запятая.

0

52

Может кому и пригодится...
Справочник писателя: как написать и издать успешную книгу
http://www.avtoram.com/

0

53

Печальная история с сэем Роландом, забывшим цвет кожи своего отца, заставила меня задуматься о тяжелой судьбе книжного персонажа при экранизации.

Про внешность тут и слов нет. "Я так вижу" — и появляется жиртрест Остап Бендер.
Нужна романтическая линия? Герой превращается в героиню.
Нужна политкорректность? Меняется цвет кожи.

Надо бы и книги так редактировать. Думаю в будущем, с развитием интерактивных электронных книг, все тексты будут доведены до совершенства.

Вот возьмем "Этюд в багровых тонах" Конан Дойля. Сцена знакомства Холмса и Ватсона.

"Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу,пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места.
— Нашел! Нашел! — ликующе крикнул он, бросившись к нам с пробиркой в руках. — Я нашел наконец реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим! — Если бы он нашел золотые россыпи, и то, наверное, его лицо не сияло бы таким восторгом.
— Доктор Уотсон, мистер Шерлок Холмс, — представил нас друг другу Стэмфорд.
— Здравствуйте! — приветливо сказал Холмс, пожимая мне руку с силой, которую я никак не мог в нем заподозрить. — Я вижу, вы жили в Афганистане.
— Как вы догадались? — изумился я.
— Ну, это пустяки, — бросил он, усмехнувшись. — Вот гемоглобин — это другое дело. Вы, разумеется, понимаете важность моего открытия?
— Как химическая реакция — это, конечно, интересно, — ответил я, — но практически...
— Господи, да это же самое практически важное открытие для судебной медицины за десятки лет."

Как этот текст мог бы выглядеть для чернокожего гея-наркомана, желающего почитать что-то приятное и близкое?


"Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу,пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места.
— Нашел! Нашел! — ликующе крикнул он, бросившись к нам с пробиркой в руках. — Я нашел наконец реактив, который очищает героин от всех вредных примесей! — Если бы он нашел золотые россыпи, и то, наверное, его черное лицо не сияло бы таким восторгом.
— Доктор Уотсон, мистер Шерлок Холмс, — представил нас друг другу Стэмфорд.
— Здравствуй, ниггер! — приветливо сказал Холмс, пожимая мне руку с силой, которую я никак не мог в нем заподозрить. — Я вижу, ты недавно пережил разлуку с бойфрендом-афганцем?
— Как ты догадался, мазэфака? — изумился я.
— Ну, это пустяки, — бросил он, усмехнувшись. — Вот героин — это другое дело. Вы, разумеется, понимаете важность моего открытия?
— Как химическая реакция — это, конечно, интересно, — ответил я, — но практически...
— Господи, да это же самое практически важное открытие для всех торчков за десятки лет!"

А для феминистки из Гринпис?

"Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу,пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возилась какая-то молодая девушка. Услышав наши шаги, она оглянулась и вскочила с места.
— Нашла! Нашла! — ликующе крикнула она, бросившись к нам с пробиркой в руках. — Я нашла наконец реактив, который осаждает нефтяные загрязнения на поверхности моря! — Если бы она нашла золотые россыпи, и то, наверное, ее лицо не сияло бы таким восторгом.
— Доктор Уотсон, мисс Шарлотта Холмс, — представил нас друг другу Стэмфорд.
— Здравствуйте! — приветливо сказала Холмс, пожимая мне руку с силой, которую я никак не могла в ней заподозрить. — Я вижу, вы недавно спасали птенцов белоголового орлана?
— Как вы догадались? — изумилась я.
— Ну, это пустяки, — бросила она, усмехнувшись. — Вот нефть — это другое дело. Вы, разумеется, понимаете важность моего открытия?
— Как химическая реакция — это, конечно, интересно, — ответила я, — но практически...
— Господи, да это же самое практически важное открытие для экологии за десятки лет."

А для украинского патриота?

*** лакуна от Деда. Запрет на политику. Полный техт по ссыли. ***

Ну и так далее.

Работа по переделке текста невелика. А всем приятно.

Ввел в читалке пол, возраст, сексуальную ориентацию, цвет кожи, степень кровожадности и уровень романтизма, политические взгляды. Процессор погрелся, попыхтел — и выдал новое произведение. Специально для тебя.

Красота.

О, дивный новый мир!

http://dr-piliulkin.livejournal.com/770130.html

0

54

Нашел интересный способ построения предложений.
Волкодав. Право на поединок
Мария Семёнова
Издательский Дом "Азбука-классика"

Я у тебя, подумал венн, никогда прав не бываю.

Без использования кавычек и тире, просто мысли выделены курсивом. Несмотря на неканонЪ такой способ очень читабельный!

0

55

В очередной, не помню какой уже раз, кайфую (эдак года с 85, еслечо http://s1.uploads.ru/t/b7JMO.png)

хорошо тут всё — и музыка, и слова, и исполнение. Но тут есть еще и довольно редкий прием — т.н. "бридж". Сами посмотрите, как он меняет весь строй песни, ломая вроде ритм — но в то же время обогащая.
Хороший писатель также использует подобные приемы. Однотипное повествование прерывается вставкой, чаще всего "инофокальной".
Ну, самыми известными примерами, ИМХО, могут служить описание Сорочинской ярмарки или диалог возле решетки Грибоедовского дома.
Перечтите, попробуйте сами исполнить нечто подобное.

С любовью,
ваш Дед

Отредактировано dedMcAr (06-08-2017 09:56:52)

+2

56

Немного о ружьях. Имени А.П. Чехова. Которые стреляют, будучи настенными.
Когда-то чутьле не идеальным считал эпизод с переходом моста из Монти Пайтона и Святого Грааля.
Но потом пришла "Игра Престолов" и здоровяк Уиллис. Шесть, ШЕСТЬ, итиху его сезонов! — и мы узнали, почему он таки Ходор. Хотя нас с начала фильмы предупредили — это лишь кличка. Вот это я понимаю — держать интригу!

http://hasrynews.com/wp-content/uploads/2018/10/Hodor-Hold-The-Door-Hodor-Hold-The-Door-Cute-Replacement-Kitchen-Doors.jpg

+1

57

Старенький кряхтельник написал(а):

Немного о ружьях. Имени А.П. Чехова. Которые стреляют, будучи настенным.
Но потом пришла "Игра Престолов" и здоровяк Уиллис. Шесть, ШЕСТЬ, итиху его сезонов! — и мы узнали, почему он таки Ходор. Хотя нас с начала фильмы предупредили — это лишь кличка. Вот это я понимаю — держать интригу!

Так уже есть 7-й Льда и Пламени. Правда, мне он показался не полным, с обрезанной концовкой. Но смотрел с удовольствием. Как книги этого автора, так и фильм мне очень понравились. Интересно, захватывающе и мастерски. Есть чему поучиться.

0

58

Старенький кряхтельник написал(а):

Но тут есть еще и довольно редкий прием — т.н. "бридж". Сами посмотрите, как он меняет весь строй песни, ломая вроде ритм — но в то же время обогащая.
Хороший писатель также использует подобные приемы. Однотипное повествование прерывается вставкой, чаще всего "инофокальной".
Ну, самыми известными примерами, ИМХО, могут служить описание Сорочинской ярмарки или диалог возле решетки Грибоедовского дома.
Перечтите, попробуйте сами исполнить нечто подобное.

Стопудово приминение таких приемов обогащает произведения, выделяет из стандартного ряда и запоминается. Но только если это делают мастера, профи сврего дела. Всякие резкие переходы, повороты, любые отклонения от общепринятого «легкого» стандарта весьма рискованы. Современный читатель в большинстве слишком балованый, ленив, простоват но с высоким самомнением, притензиями. Даже если попадутся нормальные — не факт, что сразу поймут. Можно получить не только недопонимание, но и обидную «критику». Поэтому, такие эксперименты дело мастеров. Остальным лучше пробовать свои силы там, где доверяешь, где уверен, что насмешек и издевательств не будет. Здесь, на этом форуме, как раз и можно попробовать начинающему, или пока еще не считающему себя профи автору.

Отредактировано Феникс (20-01-2019 15:45:25)

0

59

Доброе утро) За последние два дня написалось:

мысли вслух о прилагательных

Почему их желательно применять с осторожностью:

1) признак уже присутствует в слове и возникает эффект тавтологичности;
2) признак не несёт смысловой нагрузки как при появлении, так и в будущем;
3) чаще всего отсюда возникают различного рода штампы.
и т.д.

Плюсы прилагательных:

1) поддерживают ритмику предложения;
2) по какой-то причине автор счёл нужным акцентировать внимание на конкретном признаке;
3) для какого-то читателя возможность по-свежему взглянуть на какую-то мысль.
и т.д.

На мой взгляд, неправильно советовать начинающим авторам "резать" прилагательные в их текстах без дополнительных ремарок. Если они педантично последуют этому совету, то различного рода штампы смогут их "нагнать" на другом уровне. Что даёт педантично-механическое следование совету:

происхождение большинства штампов весьма туманно, и именно эти штампы пользуются наибольшим успехом у глупцов и педантов. Ведь языковой штамп — один из удобных способов пустить, что называется, пыль в глаза и тем самым скрыть бедность и неоригинальность стиля

Цитата из Ш. Балли.Откуда советчику заранее знать не являются ли прилагательные той самой "изюминкой", благодаря которой раскроется стилистический потенциал пишущего. Получается, что без дополнительных ремарок-разъяснений "закрывается" ресурс, который при первичном использовании может быть "загрязнён" теми же штампами, а невычищенное "загрязнение" куда-нибудь да перенаправится.

Немного о катахрезе

Представим сценку:

Интеллектуальный (кавычить по желанию) критик: "Гул тишины" – какая у вас удачная катахреза, автор!
Автор и большинство читателей: мем с матом
Интеллектуальный (кавычить по желанию) читатель: вы ошибаетесь, коллега, перед нами типичный оксюморон.
Интеллектуальный (кавычить по желанию) критик: нет, в оксюмороне два слова в словосочетании явно (чётко) противопоставлены друг другу, здесь же нечётко...
И дальше продолжился увлекательный разговор, который нам неинтересен.

Однозначного значения явления "катахреза", несмотря на словарные определения, нет, но выделяются несколько вариантов понимания, берите, мол, который ближе)

1) речевая ошибка:

а) значение используемых слов либо расширено, либо неправильно истолковано говорящим изначально;
б) противоречивое сочетание слов в переносном значении;
в) слова ошибочно или одновременно употреблены в прямом и переносном значении. Их логический смысл не согласуется, но можно выловить своеобразное смысловое единство (убрал про намеренное употребление, потому что при нём это уже вряд ли речевая ошибка)

2) неправильно использованная метафора при наличии существующего термина;

3) намеренный приём, при котором "насилие" над словом, выводя его за пределы существующего смысла, позволяет описать иной предмет, но с некоторыми чертами первого;

4) фигуральное значение = обозначение идеи, у которой нет собственного названия (ощущается противоречие со вторым пунктом...);

5) троп = слова употребляются в значениях, им естественно не принадлежащих;

6) сочетание противоречий, но не контрастов (есть оксюморон), в противоречие "вступают" прямые смыслы.

В общем, как я понял, с этим термином (катахреза) желательно обращаться поосторожнее и, если нет прямого замысла "отыскать в тексте катахрезу", при возможности и (или) при желании уточнять у автора намеренное или нет то или иное сочетание. Другое дело как спрашивать...

http://s3.uploads.ru/t/nGOu7.jpg

Картинка отсюда



Отредактировано Задумчивый Пёс (30-09-2019 04:09:56)

+1

60

Задумчивый Пёс написал(а):

"Гул тишины"

Классиков нужно читать, бро! ;)Тогда не будет сомнений.  :hobo:

— ...И, по совокупности всего вышеперечисленного, "прозрачная", несомненно, является именно коннотацией и обретает все права и обязанности самостоятельного определения... — хрипел Макар, уставившись на пустую бутыль. — И какие семантические корреляции мы имеем в таком случае?

        Потухшие взоры и мятые лица слушателей словно бы воспросили у бутыли вслед за Макаром: — "Да, какие имеем корреляции, и, именно, семантические?"

        — А имеем мы следующее... — Дед тяжко и натужно прокашлялся, — ...словосочетание "прозрачная водка" есть самая низкопробная тавтология и должна нещадно искореняться из нашей речи.

        Невнятное сипение остальных было ему ответом, и, по обертонам звука, нетрудно было понять, какие разноречивые мысли вызвало столь категорическое заявление.

        — Далее, — продолжал мучить гортань Борода, — "мутная прозрачная" больше не является оксюмороном. Все согласны?

+1


Вы здесь » Чернильница » Обсуждение произведений, авторов, статей » Учимся думать и писать